Минпросвещения РФ разработало проект федеральной основной образовательной программы начального общего образования (ФООП НОО, опубликован на интернет – портале правовой проектов документов для обсуждения), в специальном разделе которой представлен План внеурочной деятельности в начальных классах.
В соответствии с ФГОС НОО, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности школы и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Содержание занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, хоровые студии, спортивные клубы, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и т. д.) на базе школы, а также учреждений дополнительного образования (культуры, спорта).
В начальных классах на внеурочную деятельность предусмотрено на 4 года обучения 1320 академических часов (примерно 10 ч в неделю).
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования.
Согласно Плану внеурочной деятельности, представленному в ФООП НОО, внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность («Основы самопознания», «Движение есть жизнь!»);
2. Проектно-исследовательская деятельность (проекты «Великие математики и их открытия»; «История родного края», «История письменности в России: от Древней Руси до современности», «Экологический поиск: исследование качества воды в водоемах родного края», «Мир шахмат»);
3. Коммуникативная деятельность («Создаём классный литературный журнал», «Дети Маугли: нужно ли человеку общаться с другими людьми», «Хочу быть писателем» и др.);
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность («Рукотворный мир», «Ритмика», Школьный театр «Путешествие в сказку», «Выразительное чтение», «В мире музыкальных звуков» и др.);
5. Информационная культура («Мои помощники — словари», «Моя информационная культура»);
6. Интеллектуальные марафоны («Русский язык — набор правил и исключений или стройная система?», «Заповедники России», «Я — путешественник (Путешествуем по России, миру)» и др.);
7. «Учение с увлечением!»- учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов («Читаю в поисках смысла», «Легко ли писать без ошибок?», «Мой друг — иностранный язык»).
Основное назначение направлений — углубление и развитие знаний и навыков, полученных в учебной деятельности, умений применять полученные знания и навыки на практике.
Занятия могут проводиться в таких формах как факультатив, дискуссионный клуб, кружок, лаборатория, студия, творческие, исследовательские проекты, игры-соревнования.
Как сказано в Пояснительной записке к Плану внеурочной деятельности, «предлагаемые направления внеурочной деятельности являются для образовательной организации общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе направлений внеурочной деятельности каждая образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений».
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь и другое).
Справочно
Согласно СанПиН 1.2.3685-21, перерыв между урочной и внеурочной деятельностью должен составлять не менее 20 минут.
В соответствии со ст.34 ФЗ «Об образовании в РФ», обучающиеся имеют право на зачет результатов практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, установленном приказом Минобрнауки и Минпросвещения РФ от 30 июля 2020 г. N 845/369
Источник:
Проект федеральной программы начального основного общего образования